Понятие демократии и виды – 32.Понятие и формы осуществления Демократии.Виды демократ. Режимов.

32.Понятие и формы осуществления Демократии.Виды демократ. Режимов.

Демократический государственный режим присущ современным развитым государствам, где существует так называемый средний класс – значительная часть населения, имеющая определенную собственность. Хотя высокая профессиональная квалификация, тоже определяет человека как средний класс.

Признаки:

  1. Источник власти – народ;

  2. Высшие органы власти избираются;

  3. Провозглашаются и обеспечиваются основные права и свободы;

  4. Установленный на конституционной основе принцип разделения властей, а также существует система сдержек и противовесов;

  5. Присутствует политическая оппозиция (многопартийность) и идеологический плюрализм;

  6. Развитая система местного самоуправления;

  7. Развитое гражданское общество.

В таких государствах методы принуждения строго ограничены законом, а массовое или социальное насилие в отношении населения исключается вообще. Государственная власть используется только в интересах общества, никоим образом не в интересах какой-либо группы.

К таким государствам можно отнести США, Великобританию, Германию, а по существу – все государства Европы, Канада, Австралия и др. Для них государство и право не является чем-то чуждым. Граждане рассматривают государство и право как благо, т.к. они направлены на всеобщее благо. Чиновники – люди, которые работают на общество в целом, они не реализуют только свои корыстные интересы.

Демократия бывает двух видов:

  1. Прямая демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа;

  2. Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами.

Основное различие здесь в том, что при прямой демократии все решения принимаются самим населением, что влечет учет интересов населения, но в то же время такие процедуры затратные и длительные. При представительной же избираются представители, которые решают вопросы в интересах избирателей, вот только не факт, что представления избранного об интересах избирателей соответствует их реальным интересам. С другой стороны, представительная демократия гораздо более динамична, дешева и в ней выше профессиональный уровень. В результате используются комбинации обоих видов демократии.

Демократический режим бывает двух видов:

Либеральный — своей целью имеет обеспечение максимально возможной свободы общества во всех сферах его жизни, в первую очередь в экономической. Либерализм – идеологическое и общественное течение, объединяющее сторонников парламентского строя, прав и свобод человека и свободы предпринимательства (Парфенов).Экономическую основу либерализма составляет частная собственность. Отстаивается ценность индивидуализма, гос-во не вмешивается в экономич. жизнь людей, только устанавливает рамки свободной конкуренции м/у производителями. Провозглашается   свобода   слова,   мнений. Соотношение личности и государства – приоритет за личностью. Допускается существование оппозиции. Характерен плюрализм и многопартийность. Власть формируется путем выборов, исход ктрх зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей партий, необходимых для проведения избирательной компании. Свободы  личности не только закрепляются в конституции,  но  и  становятся  осуществимыми  на практике.

Гуманистический режим — основное назначение в том, чтобы обеспечить социальную благополучность и социальную стабильность, сглаживание социальных противоречий. Этого можно добиться через механизм социального обеспечения слоев незащищенных и слабозащищенных, и соответственно перераспределение налогового бремени – прогрессивных налогов. Это приводит к сглаживанию социальных противоречий, социальной стабильности, однако в экономической сфере к снижению темпов экономического роста, замедлению развития экономики, обвалу, стагнации экономики (решает большинство, но мнение меньшинства учитывается).

Недостатки демократии: чрезмерное социальное расслоение общества, своеобразная диктатура демократии, в нектрх случаях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка.

  1. демократический режим появляется в тех гос-вах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита вынуждена идти на уступку народу, другим социальным силам.

В целом, основными отличительными особенностями демократий является реальная возможность народа участвовать в управлении государством (прямо или косвенно), а за личностью признается максимальное количество прав и свобод.

studfiles.net

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДЕМОКРАТИИ


ТОП 10:

Государство и право познаются не только «через самих себя» — через их сущность, содержание, социальную роль и назначение, но и через систему взаимосвязей и взаимодействий с другими, примыкающими к ним явлениями, институтами и учреждениями. Среди них особое значе­ние имеет демократия.

Отечественными и зарубежными авторами написаны в течение сто­летий целые горы книг и статей по проблемам демократии, высказаны сотни, если не тысячи различных точек зрения и суждений о том, что есть демократия, а что не является таковой, каков ее характер связи с государством, правом и обществом. Однако вопрос о демократии и по сей день является весьма спорным и до конца нерешенным.

Пытаясь определить, что собой представляет демократия, многие западные исследователи, например, считают, что демократия — это: а) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми; б) государство, страна, сообщество, имеющие демократическое правительство; в) правление большинства; г) воспри­ятие и реализация принципа равенства прав и свобод граждан, а также их возможностей1. Исходным в подобных определениях и суждениях является тезис о том, что первоначально демократия в современном ее понимании, зародившись в Греции, дословно означала «народовластие» (от demos — народ и kratos — власть). Этот же смысл вкладывается в данный термин и понятие и поныне

2.

В отечественной научной литературе при рассмотрении понятия и содержания демократии исходят, так же как и в западных источниках, из традиционного представления о ней как о народовластии. Но в отли­чие от последних основной акцент при ее определении зачастую ставит­ся не на правах и свободах граждан или на других ее атрибутах, таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, — это не что иное, как «форма го­сударства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широ­ким кругом гражданских прав и свобод»3.

1 Webster’s New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1993. P. 483.

2 См., напр.: Holden В. The Nature of Democracy. L., 1974; Sinclair R. Democracy and Participation in Athens. Cambridge, 1989.

3 Советский Энциклопедический словарь. М., 1980. С. 378.

Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных ис­следователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рас­сматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук — философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий «атрибут государства», характеризующийся «принадлеж­ностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящих­ся управлять обществом и государством через созданные и контроли­руемые ими государственные и общественные организации…»1.

Существуют и другие подходы и представления о демократии, отра­жающие те или иные ее стороны и отдельные аспекты ее проявления. Каждый из них по-своему раскрывает понятие демократии и каждый заслуживает к себе определенного внимания.

У такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противо­речивого явления и понятия, как демократия, по-видимому, нет и не может быть простого и к тому же «единственно правильного» определе­ния и представления. Исходное же определение демократии как народо­властия или, скажем, как формы государства не может в полной мере удовлетворить ни теоретические (интеллектуальные) потребности обще­ства или его отдельных представителей, ни их практические запросы. Ибо представление о демократии как о форме государства является весьма односторонним, а представление о ней как о народовластии -слишком общим, непременно требующим определенной детализации и «расшифровки».

К тому же нельзя упускать из поля зрения тот немаловажный факт, что среди авторов, занимающихся проблемами демократии, нет четко согласующегося с реальной .действительностью представления ни о «демосе» — носителе власти, ни о «кратосе» — понятии, содержании и основных признаках самой власти. Все это не может не затруднить, с одной стороны, глубокое разностороннее понимание демократии как реально существующего в той или иной стране явления, а с другой -проведение грани и соответственно избежание смешения демократии как научного феномена с демократией, а точнее, псевдодемократией как идеологического и пропагандистского феномена.

В самом деле, можно ли свести к единому, удовлетворяющему всех пониманию и толкованию демократии как народовластия, если одно из его слагаемых — «народ» — в условиях рабовладельческого строя «исклю­чал», согласно официальному о нем представлению, из своего состава такую огромную часть населения, как рабы? В условиях феодального строя из него «исключались» крепостные крестьяне. В современных же условиях в соответствии, например, с широко распространенным в ми-

Корельский В.М. Теоретические проблемы социалистической государст­венной власти и демократии. Свердловск, 1972. С. 27.

17-6343

ре марксистским пониманием «народа» из его состава исключаются господствующие в обществе «эксплуататорские группы и классы». По­нятием «народ» при таком подходе охватываются лишь те социальные слои, группы и классы, «которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития обще­ства». Это главным образом «трудящиеся массы — творец истории, ве­дущая сила коренных общественных преобразований»

1.

Аналогично дело обстоит и со второй составной частью демократии как народовластия — с «властью», которая в одних случаях сводится главным образом только к государственному феномену (государствен­ная власть, законодательная, исполнительная, судебная). В других слу­чаях — к более широкому, политическому феномену (политическая власть в обществе). А в третьих случаях власть, а вместе с ней и демо­кратия ассоциируются со всем обществом, со всей общественной, а точнее, общественно-политической властью.

Отсутствие единого или хотя бы достаточно общего представления о демократии — ее понятии, сущности и содержании — открывает огром­ные возможности для произвольного ее толкования и наименования де­мократическими всех тех государств, правящих режимов и политиче­ских систем, которые, по сути, никогда не были таковыми. Чтобы убе­диться в этом, достаточно сказать, что в современную эпоху, именуе­мую эпохой демократии, не было и нет такого государства или правя­щего режима, которые не причисляли бы себя к народным, демократи­ческим, действующим от имени всех своих граждан и в интересах всех.

Это говорит о многом и прежде всего о том, что во избежание зло­употребления «демократией» и в целях ее более рационального и эф­фективного использования, не имея ее единого определения, весьма важным является выработать о ней хотя бы общее представление. По­следнее может складываться не иначе как из выработанных веками и подтвержденных самой жизнью ее признаков и черт. Среди них необхо­димо выделить прежде всего следующие.

1. Демократия всегда ассоциируется с народом, его волей и интере­сами — с народовластием. Понятиенарода, власти, а следовательно, и демократии имеетпреходящий, исторический характер2.По мере раз­вития общества, государства и права меняются не только представления о народе и власти, но и об ассоциирующейся с ними демократии, а также о ее идеологах и сторонниках — демократах.

Небезынтересно в этом плане сравнить современное представление о демократии и о демократах или тех, кто называет себя таковыми, с пер­воначальным представлением о ней и об этих людях.

Прежде всего следует отметить, что в ранних источниках о демокра­тии демократами рекомендовалось называть «не тех людей, кто старает-

Советский Энциклопедический словарь. М., 1980. С. 378. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. С. 10-16.

ся быть причастным к государственным делам после того, как дело на­рода победило, а таких, которые пожелали подвергнуться опасности ради вас тогда, когда государство претерпело несчастье» (Исократ, XVIII)1.

В наше время, в особенности в постсоветской России, все выглядит несколько иначе. А именно у государственного руля оказываются в зна­чительном количестве люди, ставшие «причастными к государственным делам» лишь после того, как «дело народа победило».

Далее. В соответствии с теми же ранними источниками любой при­верженец демократии должен обладать следующими качествами. Во-первых, он должен быть человеком «хорошего происхождения и со сто­роны отца, и со стороны матери». При этом не поясняется, что значит быть человеком «хорошего происхождения», а лишь констатируется, что такой человек не может враждебно относиться к законам, охра­няющим демократический строй.

Во-вторых, у истинного демократа «должны быть предки, совершив­шие что-либо хорошее для народа или уж во всяком случае не питав­шие к народу вражды».

В-третьих, он должен быть «рассудительным и скромным в своей повседневной жизни». Это необходимо для того, чтобы «из-за безудерж­ной расточительности не брать взяток и не действовать вопреки интере­сам народа».

В-четвертых, демократ должен быть «благоразумным человеком и искусным оратором, ибо хорошо, когда рассудительность оратора помо­гает ему выбирать наилучшие решения, а его образованность и красно­речие убеждают слушателей».

И, в-пятых, настоящий демократ должен быть человеком храброй души, чтобы не покинуть страну или «город в период бедствий и опас­ностей» (Эсхин, III)2.

Истинные демократы во всех отношениях противопоставляются лже­демократам. Последние «из бедняков быстро превратились в богачей; занимают много должностей, но не дают отчета ни по одной; вместо согласия они возбудили между гражданами взаимные подозрения; вме­сто мира объявили гражданскую войну; из-за войны потеряли» в глазах других людей, в частности, эллинов, — констатировал в одной из своих речей Аисий .

2. Демократия в реальной жизни выступает как сложное и много­гранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления.Она от­нюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или го-

1 Исократ. Речи: XVIII // Вестник древней истории. 1968. № 2. С. 68.

2 Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. А.П. Маринович и Г.А. Кошеленко М., 1996. С. 186-187.

3 Там же. С. 196.

сударства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жиз­ни общества и деятельности государства проявляется демократия, обыч­но говорят и о соответствующих видах демократии.Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.

Демократияне может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же как она не может рассматривать­ся исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений.Она не может проявляться, например, только в качестве особого поли­тического и государственного режима, т.е. совокупности методов осу­ществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического институ­та. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъектугосударственной и общественной власти — народу демократия выступает как максимальное проявление его воли, устремлений и интересов, их характеристика. Применительно к непосредственным носителям этой власти— государственным, пар­тийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отноше­нию к процессу осуществления государственной и общественной вла­стидемократия проявляется как совокупность соответствующих мето­дов и способов властвования, т.е. как соответствующий режим. Нако­нец, по отношению к объекту проявления власти —отдельным гражда­нам, юридическим лицам, социальным слоям, группам, классам, ассо­циациям и организациям демократия выступает в виде их соответст­вующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга кон­ституционно закрепленных прав и свобод.

К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народа и многое другое в таком же духе — это все также есть не что иное, как пути и способы проявле­ния всего того, что именуется демократией.

3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «приложения» демократии, а также ее различных путей, форм и спосо­бов проявления, о демократиикак явлении в каждой отдельно взятой стране можно говоритьне как о случайном наборе демократических проявлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.

Составными частями или структурными элементами такой системы в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня (своего рода «среза») рассматриваемой системы могут выступать, например, отдель­ные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государ­ственная, профсоюзная и т.д. Они проявляются как первичные (по сво­ему объему, содержанию, месту в системе и социальному назначению) элементы, непосредственно образующие общую систему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы.

Кроме выделения первичных элементов общей системы демократии возможно также выделение и ее вторичных элементов, которые непо­средственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вто­ричных элементов общей системы демократии можно назвать, напри­мер, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии различные демократические (партийные, госу­дарственные и общественные) институты и учреждения; на уровне со­держания демократии — соответственно ее различные принципы (выбор­ность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руково­дства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, кон­ституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и в частности, с политической сис­темой, теория которой считается более или менее разработанной в ли­тературе), в общей системе демократии можно выделить в качестве са­мостоятельных элементов также и взаимодействие субъектов демокра­тии, их общественно-политическую активность и фактические отноше­ния, возникающие между ними в процессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принципов демократии.

Помимо выделения структурных элементов системное исследование демократии предполагает также установление всего многообразия сис­темообразующих (т.е. «стягивающих» различные элементы в единую систему) связей, возникающих соответственно между первичными и вторичными элементами; определение уровня структурной и функцио­нальной целостности исследуемой системы на том или ином этапе ее развития; разграничение промежуточных и конечных целей ее функ­ционирования; определение окружающей среды системы демократии и установление характера ее взаимодействия с жономическими, полити­ческими, идеологическими и иными условиями жизни, непосредственно окружающими ее.

Системное исследование демократии позволяет глубже проникнуть в суть данного явления, лучше понять механизм его функционирования и многочисленные способы его проявления. Однако при этом следует иметь в виду, что существование общей системы демократии, а следова­тельно, и ее соответствующее рассмотрение возможны далеко не в каж-

дом обществе. Это возможно лишь в тех общественных и политических системах, где нет глубокого, объективно непреодолимого материального и любого иного, производного от него, разрыва между различными слоями общества.

Там же, где такой разрыв существует, там, где у разных слоев и классов доминируют несопоставимые друг с другом материальные и иные цели и интересы, там нет и не может быть общей системы демо­кратии. У,каждой из этих сторон существуют свое собственное, обу­словленное объективными условиями их жизни и их интересами пред­ставление о демократии, своя собственная система ценностей и своя система (подсистема) демократии. Ибо у рабовладельца, помещика и современного работодателя объективно существует своя система ценно­стей и интересов, а следовательно, свое представление о демократии, а у раба, крепостного и современного работника по найму, работополуча-теля — свое.

4. В реальной действительности у разделяющих различные, а тем бо­лее несовместимые друг с другом ценности и интересы слоев общества нет и не может быть общих для всех идеалов демократии. У каждого из них свои идеалы, свое представление о демосе и кратосе, о гуманизме и справедливости в установлении и осуществлении власти, о «подлинной» демократии.

И было бы «ужаснее всего, — отмечалось одним из идеологов антич­ной демократии, — если бы в демократическом государстве не все имели одинаковые права, если бы, оставив за собой государственные должно­сти, мы в то же время в судебных делах отказались бы от того, что нам положено по закону, и, погибая в борьбе за наш государственный строй, при голосовании отдавали бы первенство людям, имеющим много .иму­щества» (Исократ, XX)1.

Иными словами, было бы губительным для общества и государства, именуемыми демократическими, если бы не было для всех хотя бы формального равенства, если бы открыто доминировали во время фор­мирования государственных органов и их деятельности люди, «имеющие много имущества». Для поддержания единства общества и государства не только принудительными, но и поощрительными, идеологическими мерами, раньше и особенно в современных условиях, требуется хотя бы иллюзия равноправия всех социальных слоев и классов, иллюзия одина­кового их доступа к создаваемому всем обществом богатству и к рыча­гам управления государством.

На самом же деле все обстоит далеко не так. Доминирующую роль в ранних и современных обществах, во всех когда-либо существовавших демократиях неизменно играли и продолжают играть лишь высоко-

1 Античная демократия в свидетельствах современников / Изд. подгот. А.П. Маринович и Г.А. Кошеленко М., 1996. С. 318.

обеспеченные, богатые слои населения и классы, монополизирующие доступ к власти, о которых еще Аристотель в своей «Риторике» писал, что они «высокомерны и надменны», «склонны к роскоши и хвастовст­ву», «настроены так, как будто обладают всеми благами». Богатые от­личаются еще и тем, замечал великий мыслитель, что «считают себя достойными властвовать, потому что, по их мнению, они обладают тем, что делает людей достойными власти». И вообще, обобщал автор, ха­рактер, сообщаемый богатством, «есть характер человека неразумного и хвастливого. Характер у людей, недавно разбогатевших, и у людей, дав­но богатых, различен именно тем, что люди, недавно разбогатевшие, обладают пороками в большей и худшей степени потому, что быть вновь разбогатевшим значит как бы быть невоспитанным богачом. И несправедливые поступки, которые они совершают, порождаются не злобой, но высокомерием и невоздержанностью, как, например, побои и прелюбодеяния».

Имея прямой доступ к власти и обладая надежными рычагами кон­троля за ее осуществлением, господствующие круги в любом современ­ном обществе пытаются широко использовать в процессе ее формиро­вания и функционирования также представителей других слоев населе­ния. Тем самым создается устойчивая, веками внедряемая в сознание и подсознание масс иллюзия всеобщей доступности власти в демократи­ческом обществе и государстве, ее «народности», всеобщей справедли­вости и универсальности.

В реальной действительности такого образцово-показательного, чис­то народного строя никогда не было и нет. То, что именуется в общест­ве, состоящем из классов и слоев с диаметрально противоположными ценностями и интересами, демократией, точнее и честнее было бы на­звать, как это делал еще Платон, олигархией1.

Что же касается «чистой», самой совершенной, «настоящей», «под­линной» и т.п. демократии, народовластия всех слоев населения в инте­ресах всех, то это скорее некая идеальная теоретическая конструкция, образец для подражания в развитии общества и государства. Этот идеал и теоретическая конструкция находятся в тесной связи и взаимодейст­вии с другими аналогичными идеалами и конструкциями, такими, на­пример, как «государство всеобщего благоденствия», «открытое общест­во», «развитое социалистическое» и «коммунистическое общество», «общенародное государство» и др.

Они нередко абсолютизируются одними слоями общества и отра­жающими их интересы авторами и критикуются другими.

Одним из таких критиков в России был К.П. Победоносцев (1827 -1907) — обер-прокурор Св. Синода, преподававший наряду с выполнени­ем своих служебных обязанностей законоведение трем цесаревичам,

1 Платон. Государство. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

поскольку кроме него, по его скромному замечанию, нельзя было «положиться нравственно хотя бы на одного из нынешних — увы! гни­лых — юристов в России»1.

В одной из своих «записок»-конспектов по законоведению автор, не отягощенный теоретическими изысканиями, тем не менее рассуждал по поводу демократии. В древнем мире, писал он, демократия была про­стая, непосредственная. Народное правление состояло «из целого наро­да. В новом мире — иная форма, сложная». Народное правление состоит из представителей народа, выбранных лиц, правящих во имя народа. «Чистая демократия возможна разве на малых территориях, ограничен­ных горами или морем. Притом необходимое для нее условие — сущест­вование рабства, которое в древнем мире давало возможность всем сво­бодным гражданам заниматься политикой правления».

Самый явственный пример чистой демократии — Афинская респуб­лика, продолжал автор. Правит — все народное собрание, куда собира­ются все граждане с 20-летнего возраста, еженедельно. Все дела внут­ренней и внешней политики, суд и законодательство — все здесь сосре­доточено.

Однако это правление, называемое чистой демократией, по мнению К.П. Победоносцева, является ничем иным, как правлением толпы. А толпа «не может рассуждать». Она действует по увлечению, следуя ре­чам ораторов-демагогов. Воля народная выражается большинством. Ста­рый не имеет преимущества перед молодым. «Из слепой страсти к чис­ленному равенству все должности замещаются даже не по выбору, а по жребию и подлежат частой смене по прихоти собрания, не стесняюще­гося и своими законами. При разгуле демократии тяжко становится всем честным и самостоятельньш людям. Все возвышающееся над тол-

л

пой ненавистно толпе. Отсюда — остракизм» .

Таким образом, «чистая», доведенная до своего логического конца демократия ассоциируется у данного автора, так же как и у ряда других авторов, с властью толпы. Демократия в данном случае рассматривается как синоним «толпократии».

Идеи чистой демократии подвергаются критике и с других позиций.




infopedia.su

Виды демократии и их различия: демократические взгляды

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие, сущность и основные признаки политической демократии

2. Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии

3.Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие “демократии” затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо, дж. Локк, Т. Гоббс, Брайс, Шерер, Гирншоу и другие известные ученые. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии.

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия».

Демократия и ее разновидности

Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима.

Каждому историческому типу государства, соответствовала своя форма демократии. Так и сейчас можно сказать: «Сколько стран столько и демократий». Каждая демократия различна. Нет двух одинаковых, так как на политический строй влияет множество факторов.

Понятие, сущность и признаки политической демократии

Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия… это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений… Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».

Демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Характерными чертами демократического политического режима являются: избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании; наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы; разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними; многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции; принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений;

Гарантии функционирования демократического политического режима предусматривают создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и аппарата; ликвидацию системы привилегий, связанных с обладанием властью; наличие возможностей для своевременного полного политического информирования граждан; упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников; гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

К признакам демократического политического режима следует отнести следующие: участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии; принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства; развитое гражданское общество; существование правового государства; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; легитимность государственной власти; демократический контроль общества над силовыми структурами; доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия и принуждения; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; действуие принципа «дозволено все, что не запрещено законом»; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его; гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации; реальное осуществление принципа разделения властей.

Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии.

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина «демократия» значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.

На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократии, которая базируется на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, права человека, народный суверенитет. Идеальная модель демократии является весьма привлекательной, соответствующей представлениям людей о справедливом правлении. Нормативный подход исходит из того, каким должно быть демократическое устройство, и с этих позиций анализирует реально существующие демократии. Заметим, что в реальной жизни любое идеальное общественное устройство не может быть достижимым. Поэтому недостатком нормативного подхода является абсолютизация принципов демократии, ее идеализация и, как правило, недооценка реальной демократической практики.

На основе эмпирического подхода демократия рассматривается не с позиции должного, а с точки зрения реально существующих демократических систем. При анализе эмпирических моделей демократии учитываются идеальные демократические цели и ценностные ориентации людей, приводящие в движение весь механизм реально существующих демократий. В этом проявляется взаимосвязь нормативного и эмпирического подходов.

Наличие двух основных подходов и их взаимосвязь во многом обусловили тот факт, что, с одной стороны, значительно расширилось содержание самого понятия демократии, а с другой, появились различные трактовки, рассматривающие демократию в более узком значении этого термина.

Демократия в широкое смысле понимается сегодня не только как определенная организация политического правления, выражающаяся в функционировании демократических институтов власти, но и как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.

В более узком значении под демократией понимается:

а) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;

б) демократический мировоззренческий идеал и деятельность различных демократических организаций (политических партий, социальных движений), добивающихся его осуществления;

в) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.

В последнем значении демократию обычно называют политической, и именно она является основным предметом политологического анализа. В этой связи необходимо отметить, что политическая демократия часто отождествляется с понятием формы правления. Но, как известно, формы правления делятся на монархии и республики. Уже отмечалось, что в эпоху Нового времени под политической демократией обычно понималась республиканская форма правления. Однако в современную эпоху демократической может быть не только республика, но и монархия. Типичным примером тому может служить монархическая Великобритания, которая является не менее демократичным государством, чем республиканская Франция или Италия. И наоборот, республиканская форма, например, в бывшем СССР, КНР, КНДР, ничего общего не имеет с подлинно демократическим правлением.

Теоретическое обоснование современного понимания политической демократии заложил Ж. Ж. Руссо, который допускал, что с народным суверенитетом могут быть совместимы различные формы государственной власти: демократическая, аристократическая и монархическая. Руссо открыл путь к пониманию политической демократии не как формы правления, а определенного типа государства, где верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разными. Правда, сам Руссо такой тип политической системы признавал законным с точки зрения народного суверенитета, но не считал демократическим. В качестве подлинного народовластия он признавал только классическую форму, где вся законодательная и исполнительная власть соединяются в одном лице единого и суверенного народа.

laservirta.ru

Понятие и правовые формы демократии.

Исторически первой формой демократии была рабовладельческая Греция. Демократию необходимо отличать от охлократии (власть толпы). Она противостоит государственным институтам, подменяет принцип гражданской свободы принципом произвола, вольности.

Демократия может использоваться с различными смысловыми оттенками: форма организации государственной власти, форма устройства организации, мировоззрение, социальное движение (как форму воплощения в жизнь идеалов демократии). Но всегда демократия связана с таким понятием как власть, потому что демократия – это способ организации власти. При этом демократия может быть политической и неполитической.

Принципы демократии:

  1. Признание народа высшим источником власти

  2. Выборность основных органов государства

  3. Подчинение меньшинства большинству

Демократия – власть (kratos) народа (demos) , является общесоциальной категорией и чтобы дать определение этому понятию необходимо учитывать ее многогранность:

  1. демократия охватывает область отношений личности, общества, государства.

  2. Демократия охватывает взаимодействие государства и общественных отношений.

  3. Важна характеристика демократии во взаимосвязи с государством.

Демократия характеризуется как форма государства и соответствует государственно-правовому режиму.

Демократический режим – это разновидность либерального (liberalis) режима, основанного на признании принципа равенства и свобод всех людей, участии народа в управлении государством.

Основные характеристики демократического режима:

  1. конституционное закрепление народа как источника власти,

  2. политические права и свободы граждан очерчены законом

  3. действует принцип подчинения меньшинства большинству, что приводит к слабой защищенности меньшинства

  4. граждане и их объединения участвуют в управлении делами государства

  5. принцип разделения властей

  6. на выбор демократического режима влияют исторические традиции, национальная психология, религиозное сознание, культурная среда

  7. демократия склонная к перерождению в анархию и тоталитаризм.

Государственно-правовыми формами демократии являются:

Непосредственная демократия – управление государственными делами осуществляется непосредственно народом через референдумы (всенародное голосование по наиболее важным вопросам), плебисциты, демонстрации, митинги, собрания, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

Представительная демократия – управление делами государства народом через избранных представителей. Представительные органы избираются народом, состоят из его полномочных представителей. Осуществляется путем проведения всеобщего, свободного и прямого голосования.

Любое государство строится на принципе сочетания представительной и непосредственной демократии.

Лекции: Демократия является общесоциальным институтом, может характеризовать все сферы жизни общества. В переводе на русский язык: народ и власть. Д. Возникла с 1-х шагов организации жизни общества, порождена творчеством народа. Как научное понятие Д. В полном объеме характеризуется в единстве с государством.

Д – это гос-правовой режим, характеризуется наличием закрепленных в конституции политических прав и свобод как со стороны государства, так и со стороны членов общества (наличием реальных условий осуществления этих прав и свобод).

Следует особо подчеркнуть, что Демократия есть мера политических прав и свобод, очерченная и охраняемая законом, т.е. Д. Не мыслима без ее правового оформления.

Д. Имеет отрицательную черту – внутренне склонна к появлению анархических тенденций, что ведет к жесткому повороту – тоталитаризму.

Д. Законами не вводится. Для того, чтобы Д функционировала в обществе необходим целый пласт, сформированный в обществе демократический, культурный.

Д характеризуется внутренним механизмом принятия решений, опирается на количественные характеристики, т.е. меньшинство должно подчиняться большинству. В рамках современной демократии не стоит абсолютизировать роль общества. Меньшинство обязано подчиняться большинству, только если полностью защищены его законные интересы. В современный период Д характеризуется качественной характеристикой. В 1-ю очередь, это отсутствие узурпации власти, т.е. в рамках Д действует только легальная власть.

Абсентеизм – явление игнорирования институтов непосредственной Д.

Связь д с государством получает закрепление государственно-правовой формы д.

Формы:

Непосредственная и представительная. В единстве эти формы раскрывают этот сложный политический институт в действии.

Непосредственная – где наиболее ярко проявляется, что народ – это источник власти: 1) наличие избирательного права, закон об избирательном праве;

2) закон о референдуме.

Юридически реализуется требование конституции об источнике власти. Эта форма демократии функционирует периодически, вступает в действие через определенные промежутки времени или по мере необходимости на основании закона. Наиболее редко используемое средство – референдум. К референдуму надо прибегать только при наличии реальной необходимости, т.к.:

  1. на референдум надо выставлять вопрос, который больше никогда не возникнет;

  2. сама технология референдума очень сложна, начиная с постановления вопроса. Он должен быть поставлен так, чтобы у населения не возникло 2-хсмысленности в понимании.

Представительная носит не первичный, а производный характер от непосредственной демократии. Эта форма демократии функционирует на постоянной основе, т.к. основная работа по управлению делами общества осуществляется представительной демократии. В процессе функционирования представительной демократии формируется профессионализм, опыт управления делами общества. Необходима специальная подготовка управленцев. Непосредственная и представительная демократия, раскрывая систему функционирования этого режима, подчеркивает значение и роль каждой формы, ее внутренние резервы. Они развиваются и существуют параллельно и не должны вытеснять друг друга.

Основные институты демократической формы.

Демократические государства всегда характеризуются назначением представительного коллегиального органа государственной власти. Функционирование этих органов основано на реализации принципа разделения властей. Демократическое государство имеет главу государства (монарх или президент). Характеризуется наличием местного самоуправления. Но местное самоуправление отделено от государства. На местах всегда есть представители центральной власти (представители президента). Наличие силовых министерств и органов (армия, охрана общественного порядка). Если это федеративная форма государственного устройства оно характеризуется наличием власти: в рамках субъектов федерации есть губернаторы и представительные органы власти.

Недостатки представительной демократии:

  1. фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами

  2. сложная иерархическая система управления, следовательно, бюрократизация

  3. приоритетное влияние на политику более сильных групп

  4. нарастание авторитарных тенденций вследствие оттеснения законодателей исполнительной властью

  5. слабая легитимация из-за отстранения народа

  6. ущемление политического равенства, возможностей равного учасьтия граждан в политическом процессе

  7. широкие возможности манипулирования из-за сложной системы власти

Связь демократии с законом: демократия это мера свободы. Демократия как демократически-правовой режим немыслима без закона. Но демократию в обществе нельзя ввести законом, потому что демократия – это отражение политической культуры в обществе.

Наиболее демократичной формой считается республика., итак как наиболее демократично организованы все механизмы государственной власти. Идеалом развития демократии является народовластие. Самоуправление – идеальное воплощение демократии. Это утопично.

studfiles.net

11. Демократия. Понятия, черты, формы, основные теории.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Характерные признаки, присущие демократическому режиму

1. Власть формируется в результате регулярных свободных выборов, на которых оппозиция имеет реальную возможность победить.

2. Существует реальное разделение властей: исполнительная, законодательная и судебная власть.

3. Существует свобода слова, различные политические силы имеют сопоставимые возможности доступа в СМИ.

4. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания политических партий.

5. Существует свобода предпринимательства и право собственности.

6. Существует подотчетность выборных органов своим избирателям.

7. Права и свободы являются всеобщими.

Формы демократии

Суть прямой демократии состоит в том, что в одном месте в определенное время собираются все граждане, имеющие право голосовать, и публично обсуждают самые важные решения.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например референдумами. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Представительной демократией называется такое устройство общества, при котором та часть населения, которая имеет право голосовать, выбирает своих полномочных представителей, которые от имени народа осуществляют законодательную власть.

Плебисцитарные теории упор делают на прямую де­мократию, репрезентативные теории -напредставитель­ныеучреждения.

12.Демократия. Достоинства и недостатки. Демократические процедуры.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

«-»

1. Свобода равенство и богатство разделяются не всеми национальными культурами.

2. Реальная демократия не гарантирует полной свободы слова тем более равенства.

3. Для основной массы людей практические соображения и материальные интересы были и остаются важнее любых идеалов.

«+»

1. Существует свобода слова, различные политические силы имеют сопоставимые возможности доступа в СМИ.

2. Существует свобода ассоциаций, в том числе и свобода создания политических партий.

3. Существует свобода предпринимательства и право собственности.

4. Существует подотчетность выборных органов своим избирателям.

5. Права и свободы являются всеобщими.

Демократические процедуры.

Демократические процедуры – это порядок определения народом состава властей и их политики, это закрепленные в законах механизмы, гарантирующие суверенным нациям возможность воздействовать на решение основных вопросов посредством референдумов, выборов и т.п. Наиболее значимые из них – это референдум (всенародное голосование по значимым для страны вопросам), выборы (главы государства, депутатов парламента, органов местного самоуправления и т.д.), обращения граждан в государственные органы (к должностным лицам). Демократические процедуры – неотъемлемый элемент суверенной демократии. Демократическое устройство России закреплено в Конституции, в статье 1: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

studfiles.net

Понятие и виды демократического политического режима

Демократия(от гр.demos– народ иkratos– власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Перечислию характерные черты демократического режима.

Суверенитет народа.Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный переворот, а не выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократиивсе граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом первом в мире демократическом государстве – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия.Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Многочисленные демократические теории условно можно подразделить на три основные разновидности, или направления.

1. Романтическое направление. Представители романтического направления, идеализируя западную демократию, наделяют ее такими качествами, которых политологи, стоящие на более реалистических позициях, в ней не усматривают. Наиболее типична для этого направления теория плюралистической демократии (она известна также под другими названиями: теория диффузии суверенитета, теория дисперсии государственной власти). Основная посылка этой теории — множество субъектов власти — была сформулирована еще в начале XIX в. французским исследователем американской демократии Алексисом де Токвилем, но свое детальное истолкование и развитие она получила в первые десятилетия прошлого столетия. Таким образом, старая идеалистическая концепция была приспособлена к новым условиям.

Сторонники теории плюралистической демократии развивают идею о том, что современное общество распадается на множество социальных, профессиональных, религиозных, политических, местных, национальных и иных группировок, каждая из которых обладает своими собственными групповыми интересами и целями. Плюралисты (Артур Бентли, Дэйвид Трумэн, Р. Дал, В.О. Кий, Арнольд Роуз и многие другие) выступают против положения о концентрации государственной власти в руках истеблишмента, правящей элиты, военно-промышленного комплекса. Они принимают на вооружение концепцию правового государства — правления посредством права, которое согласно их представлениям гарантирует само существование «плюралистического общества». В соответствии с этой концепцией законы принимаются только выборными представителями народа и только в соответствии с писаной или неписаной конституцией. Эти идеальные законы, по мнению плюралистов, применяются автономной администрацией и исполняются независимым судом6«.

Сторонники плюралистической демократии утверждают, что, поскольку государственная власть распылена, возникает соревнование, соперничество между различными центрами власти.

Вот что пишут об особенностях американской демократии американские политологи З. Бжезинский и С. Хантингтон.

1. Американское общество более эгалитарно, чем общества европейских стран. Поэтому в рамках американской политической системы высшее руководство лишь принимает решения, а инициатива исходит снизу.

2. Процессы принятия решений и их исполнение в высокой степени формализованы, т.е. урегулированы правом.

3. Группы давления, полностью интегрированные в политическую систему, сводят роль высших органов государственной власти до положения примирительной инстанции.

4. Принятие решений определяется повседневными потребностями страны, а не официальной идеологией, устанавливающей конечные цели развития общества.

В американской политической системе, заключают З. Бжезинский и С. Хантингтон, решение обычно является результатом достижения соглашения. Последнее представляет собой непременную предпосылку первого. Право принятия решений в США рассредоточено среди многих институтов7.

2. Реалистическое направление уделяя основное внимание проблемам реальной демократии, не скрывают ее пороков. Они открыто говорят о концентрации государственной власти в руках правящей элиты, об ущемлении прав большинства. Элитисты выдвигают положение о том, что правящая элита господствует над обществом при любом политическом режиме и при любой официальной идеологии. Будучи органическим порождением человеческого общежития, элита приобретает такие качества, как групповое сознание, внутреннее сцепление, общая воля к действию. Элита — это не просто совокупность высокопоставленных лиц, а органическое единство, связанное корпоративным духом. Она самодовлеюща. Доступ в нее возможен лишь на условиях, диктуемых самой элитой. В то же время жизнестойкость элиты определяется ее приспособляемостью и умением обновлять свой состав, если обстоятельства к этому понуждают. Внутренняя сплоченность и организованность правящей элиты вовсе не предполагают ее однородности. Согласно учению элитистов, сама элита делится на высший и низший слои. Оба этих слоя являются органическими частями элиты и друг без друга существовать не могут. Высший слой элиты состоит из правителей в собственном смысле слова, т.е. из тех людей, которые имеют право принимать решения, подлежащие исполнению всеми. Высший слой составляет динамическое ядро элиты. Низший слой элиты, несравненно более многочисленный, служит опорой для высшего слоя. Низший слой элиты играет двоякую роль. С одной стороны, он представляет собой тот резервуар, из которого пополняет свои ряды ядро элиты, с другой стороны, низший слой элиты фактически играет роль исполнительного аппарата по отношению к ее правящему ядру. Иными словами, низший слой элиты — это бюрократия.

Здесь элитисты расходятся. Одни считают, что низший слой элиты и бюрократия по своему составу совпадают. Другие утверждают, что бюрократия представляет собой лишь часть низшего слоя элиты. Г

Элитарные теории тесно примыкают к теории массового общества и массового государства, получившей особое распространение в эпоху научно-технической революции и урбанизации.

Исходные положения теории массового общества были разработаны еще в начале прошлого века немецким социологом Максом Вебером, но свое детальное развитие и истолкование она получила в трудах теоретиков католического направления и экзистенциалистов (Эмиль Ледерер, Х. Ортега-и-Гассет, Пауль Тиллих, Габриель Марсель и др.) в период между двумя мировыми войнами и особенно в конце XX в.

Теоретики этого направления исходят из того, что XIX в. верил в прогресс, в науку, в моральное совершенство человека. В это время демократические идеи основывались на двух главных посылках: 1) человек — существо разумное и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов.

Теория массового общества и массового государства представляет собой пессимистическую критику существующих политических систем с сугубо индивидуалистических позиций. Урбанизация и порожденные ею мегаполисы, вмешательство государства во все сферы гражданского общества, уничтожение личности, конформизм, распад традиционной системы моральных и политических ценностей — все это правильно подмечается, но не всегда правильно истолковывается. Эти болезни рассматриваются как болезни человечества, предрекающие гибель всего мира. Рисуемые картины поражают своей апокалиптической безнадежностью: растущее отчуждение является прямым результатом массового общества, в котором отношения между людьми утратили свой органический, естественный характер и стали тангенциальными, поверхностными; всеобщая пространственная и социальная мобильность резко повысили степень беспокойства людей о своем социальном статусе — в быстро меняющейся ситуации люди вынуждены часто менять свои социальные роли, чтобы приспособиться, самоутвердиться и в конечном счете просто выжить, не погибнуть; индивидуум утрачивает чувство самости, ощущение своего «я»; постоянно меняющиеся правовые и моральные нормы лишь увеличивают нарастающее ощущение тревоги, беспокойства, беззащитности, страха.

3. Синтетическое направление — это попытка соединить в рамках единой концепции теорию массового общества и массового государства с отдельными элементами демократизма. Синтетический характер теории плебисцитарной демократии находит свое выражение в стремлении сделать своеобразный сплав из построений романтиков и реалистов8.

Теория плебисцитарной демократии исходит из положения о том, что единственным признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их промышленного развития. Управление в этих странах осуществляется профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой коммуникации полностью монополизированы истеблишментом для мобилизации масс и контроля за их поведением.

В вопросе отношения к государственной власти плебисцитарные демократы не только соглашаются с элитистами, но и идут дальше них. Они заявляют, что носителем государственной власти является не правящая элита, а одно лицо — вождь. С их точки зрения, идеальной моделью плебисцитарной демократии является политическая система, которая была создана в свое время генералом Шарлем де Голлем. Именно ему впервые удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии.

Идеализация политической системы V Республики Франции проходит красной нитью через всю теорию плебисцитарной демократии. Осуществление современных процессов управления требует высокой профессиональной специализации. Бюрократия перестала играть роль вспомогательной субсистемы, через которую центральная власть реализует свои решения, она стала независимой, самодостаточной системой, которая работает сама на себя и развивается согласно своим собственным закономерностям внутри ею же установленных границ. Строго формализованные процессы, осуществляемые современной бюрократией, предполагают наличие стабильной законности. Таким образом, согласно теории плебисцитарной демократии, идеально организованная и тщательно отрегламентированная бюрократия превращается в основной элемент всей политической системы в любом высокоразвитом государстве. Она исключает террор, порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм, превращается в исторически новую разновидность демократии — плебисцитарную демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию, превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

Идеологи плебисцитарной демократии используют в своих интересах и превратно истолковывают бесспорно существующую во всех странах концентрацию государственной власти, сопровождающуюся одновременно ограничением роли как центральных, так и местных представительных учреждений. Плебисцитарные демократы пропагандируют такую политическую систему, в которой народу отводится роль толпы, одобряющей решения боговдохновенного вождя, а осуществление этих решений передается в руки профессиональной автономной бюрократии.

studfiles.net

69. Виды демократии

Демократия— политический режим государства или система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Главным признаком демократии является обеспечение пропорционального представительства во власти как можно более широких интересов населения, присутствующих в стране, а также динамическое изменение представительной власти вместе с соответствующими изменениями этих интересов во времени.

В зависимос ти от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезента тивную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредст венно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллекти вах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения доста точно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демо кратия встречается главным образом на уровне местного самоуп равления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно неболь шим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый импе ративный мандат, предполагающий обязанность выборных пред ставителей голосовать строго в соответствии с наказом избирате лей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет кол легия выборщиков президента США, обязанных отдать свой го лос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Импе ративный мандат как бы консервирует волю избирателей, не по зволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии ком промиссных вариантов решений.

Плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление на рода, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии полити ческих решений и в контроле за их осуществлением), а при пле бисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной груп пой. Возможности участия основной массы населения в подго товке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подго тавливать и выносить их на рассмотрение законодательных орга нов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, до статочно широко применяются на различных уровнях управ ления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего госу дарства.

Представительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряже ния. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в го лосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труд нодоступные для понимания неспециалистов.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *